Величайший сэйв Гарри Грегга

16 фeврaля нa 88-м гoду жизни умeр Гaрри Грeгг — экс-врaтaрь «Мaнчeстeр Юнaйтeд», oдин из выжившиx в Мюнxeнскoй aвиaкaтaстрoфe 1958 — и, вoзмoжнo, ee глaвный гeрoй. «Тeррикoн» вспоминает об этом удивительном человеке…

It is with deepest sadness that we have learned of the passing of former player Harry Gregg OBE. The thoughts and prayers of everyone at the club go out to Harry’s family and friends. pic.twitter.com/5kjlpn5Wqm

— Manchester United (@ManUtd) February 17, 2020

После смерти Грегга в живых остался только один уцелевший в Мюнхенской катастрофе игрок «Манчестер Юнайтед» — легендарный 83-летний Бобби Чарльтон. Плюс, не из состава — одна из стюардесс и еще женщина по имени Вера Лукич со своей двухлетней тогда дочерью Весной. С этой Верой Лукич произошла история почти киношная.

Самолет в Мюнхене вообще-то лишь дозаправлялся, а летел из Белграда, где «Юнайтед» играл в четвертьфинале Кубка чемпионов с «Црвеной Звездой». Поэтому на борту находилось определенное количество граждан Югославии. Вера Лукич, жена югославского дипломата, была беременной. После того, как самолет на взлете не сумел вовремя оторваться от земли и, столкнувшись с наземными постройками, разрушился и загорелся, Вера с Весной оказались в той части салона, выход откуда был максимально затруднен. Тут-то и вступил в дело Гарри Грегг.

Так сложилось, что при катастрофе он пострадал меньше всех и, осознав это, начал активно участвовать в спасении пострадавших. Например, помог выбраться в безопасное место нескольким товарищам по команде — Деннису Вайолетту, Джеки Бленчфлауэру и, кстати, Бобби Чарльтону. Но главным, что он сделал в тот день, было спасение Веры Лукич. Грегг вытащил из салона и ее, и двухлетнюю Весну. Пишут, что еще буквально минута — и спасение стало бы невозможным.

А через пару месяцев у Веры родился сын, которого назвали Зораном. Получается, что Грегг спас сразу троих Лукичей. Удивительно, но все они до сих пор живы. Более того — чрез 2 года у Веры родился еще один сын по имени Йован. Повзрослев, он стал футболистом — причем, как по заказу, вратарем. Как и Гарри Грегг, спасший его мать. Гарри Грегг, без которого не было бы никакого Йована (или позже — Джона) Лукича, до 41 года защищавшего ворота «Арсенала» и «Лидса».

Много лет спустя журналисты устроили встречу Гарри Грегга и семьи Лукичей. Зоран сказал ему: «Я много лет мечтал о том, чтобы оказаться рядом с вами, чтобы посмотреть вам в лицо и поблагодарить за то, что вы сделали для нас». Грегг смущенно ответил: «Вы не должны меня благодарить. Я делал то, что надо, даже не думая об этом. Знаете, все эти годы меня называют героем. Но какое я герой? Подвиги совершают, когда понимают последствия. А я в те минуты вообще ни о чем, кажется, не думал…»

Обо всем этом ВВС к 60-летию трагедии написал большой текст под заголовком: «Величайший сэйв Гарри Грегга», обыграв многозначность английского слова save (что можно перевести и как футбольный сэйв, и как любое спасение).

Конечно, подвиги этого североирландца на летном поле в Мюнхене так и остались главным событием его жизни. Между тем, и вратарем Гарри Грегг был очень приличным. В «Манчестер Юнайтед» (опять судьба!) он пришел всего за пару месяцев до катастрофы. Клуб отдал за него 23 тысячи фунтов — рекордная сумма, заплаченная за вратаря в британском футболе. Ему было 25 лет, он считался лучшим голкипером Северной Ирландии и уже не первый год защищал ворота сборной этой страны (точнее — части Великобритании, имеющей право самостоятельно играть в официальных соревнованиях).

Едва отойдя от Мюнхенской катастрофы, Грегг вышел на футбольное поле. И отстоял на ноль кубковый матч против «Шеффилд Уэнсдей» (3:0). А летом поехал в Швецию на чемпионат мира, куда довольно неожиданно (и впервые в истории) пробилась сборная Северной Ирландии.

И там произошло чудо, одним из главных творцов которого был Гарри Грегг. Оказавшись в одной группе с ФРГ, Аргентиной и Чехословакией, Северная Ирландия умудрилась выйти из нее. Стартовый матч против чехов стал бенефисом этого вратаря — его героические сэйвы принесли североирландцам победу 1:0. С Аргентиной этот номер не прошел — 1:3. А потом был матч с немцами, за который Греггу можно было ставить памятник. Действующие чемпионы мира могли забить раз 20 — но забили всего дважды, а в итоге — ничья 2:2.

В четвертьфинал «зеленые» вышли через дополнительный матч с Чехословакией — еще одна победа 2:1, правда, без Грегга (играл его дублер Норман Апричард). На дальнейшее сил уже не хватило — великолепные французы во главе с Раймоном Копа разорвали выскочек 4:0. В итоге, однако, Грегг был признан лучшим вратарем чемпионата. Человек, пропустивший 9 голов в 4 матчах, вошел в символическую сборную мира.

Выжив в авиакатастрофе, Грегг в спортивной жизни был ярым неудачником. Он дважды не получал титул в победных для «Манчестер Юнайтед» сезонах 1964/65 и 1966/67 — из-за травмы не мог провести необходимое для этого количество матчей. В 1963 его команда взяла Кубок Англии — но Грегг в финале не играл, опят-таки из-за травмы плеча. В общем, так и остался без званий.

Но зато остался жив. И в звании «героя Мюнхена».

«Если я закрою глаза, то могу вспомнить каждую деталь того, что произошло в тот день в Германии. В течение многих лет я изо всех сил пытался увидеться с семьями некоторых моих товарищей по команде, которые умерли. Всегда задаюсь одним вопросом. Почему они? Почему не я?», — сказал он в одном из интервью…

Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.