Лобановский и другие футбольные марки

К 80-лeтию вeликoгo трeнeрa Вaлeрия Лoбaнoвскoгo былa выпущeнa спeциaльнaя пoчтoвaя мaркa, o чeм «Тeррикoн» ужe имeл чeсть сooбщaть. Сeгoдня мы обращаемся к теме украинской футбольной филателии — и заныриваем в неожиданные глубины…

Принято считать, что украинская футбольная филателия начинается с марки, выпущенной 10 августа 2001. Она не была посвящена ничему конкретному. Тема ее всеобъемлюща — «Украинский футбол». Художник Валерий Евтушенко (какая знаковая футбольная фамилия!) изобразил игрока в национальных украинских цветах, рвущегося с мячом куда-то (предположительно — к воротам соперника). Вот это произведение, вышедшее тиражом 500 тысяч экземпляров:

Но если хорошенько покопаться, отыщется еще более древний филателистический артефакт с участием украинских команд. Он был выпущен в 1960 и посвящен открытию футбольного сезона. Его авторы как бы предвосхищали будущее грандиозное украинское противостояние «Шахтера» и «Динамо». На конверте запечатлен момент первой игры того сезона (в ней как раз упомянутые команды и встретились). Имеется специальное гашение Сталинского ( в дальнейшем Донецкого) городского общества коллекционеров.

Но вернемся к филателии чисто украинских времен. После дебюта в 2001 следующее выступление Украины в этом жанре состоялось в 2004. Тогда футбольная общественность отмечала две даты — 100 лет ФИФА и 50 лет УЕФА. На обе у нас отозвались. Юбилею УЕФА была посвящена одна марка. На ней игроки сборной Украины устремляются в неудержимую атаку. Центральная фигура полностью соответствует облику Андрея Шевченко, главной звезды национального футбола:

100-летию ФИФА была посвящена так называемая «сцепка» — 4 марки, соединенные между собой. 3 из них отображали эпизоды борьбы украинских футболистов с разными соперниками. На четвертой мы видим болельщика, обернутого в национальный флаг, с лицом соответствующей раскраски, извлекающего звуки из духового инструмента:

Следующим поводом для филателистической активности стал чемпионат мира 2006 в Германии, куда Украина прорвалась впервые в своей истории. Команду провожали на этот турнир с большими надеждами (которые, как мы помним, скорее оправдались, чем нет). Одним из способов поддержки стали 2 марки, выпущенные в начале мая — за месяц до мундиаля. Одну из них украсил торжествующий Шевченко — главный залог наших побед:

Ну, а дальше пошел целый вал экспонатов, связанных с Евро-2012. Первый выпустили еще в конце 2007, когда УЕФА принял решение о проведении турнира в Украине и Польше. Незабываемого логотипа тогда еще не существовало, поэтому в оформлении марки использовались общие символы:

Прошло положенное количество лет. Наступил вожделенный 2012. В феврале, предвкушая Евро, Украина выпустила 4 листа, на которых были изображены наши арены предстоящего Евро. Каждый лист содержал по 14 марок. Все это образовало серию под названием «Украина — футбольная страна»:

Приближался чемпионат, накал эмоций нарастал. И 11 мая был презентован необыкновенно красивый блок, где на фирменном фиолетовом фоне турнира горделиво сиял главный трофей:

28 мая «Укрпочта» нанесла двойной удар. Вышло 2 «сцепки» по 4 марки в каждой. Первая называлась «Города-хозяева Евро-2012», вторая — «Арены Евро-2012». На первой были достопримечательности украинских городов, вовлеченных в процесс (например, памятник Богдану Хмельницкому в Киеве или оперный театр в Донецке). На второй — собственно, арены. Оба цикла были выполнены в светлой, акварельной, оптимистической стилистике:

1 июня на авансцену вышли два бойких талисмана чемпионата — Славко и Славек. Появилась марка, на которой эти парни, похожие, как братья де Буры, держали Кубок Европы — очень осторожно, даже несколько боязливо, как будто опасались обжечься:

Через неделю, 8 июня Украине подарили еще 2 марки. На одной были все 8 футбольных арен Евро, собранные вместе и выполненные в затейливой цветочной стилистике, которую дизайнеры нещадно эксплуатировали в те дни. На второй красовался яркий логотип все на том же фиолетовом фоне, который в УЕФА выбрали в качестве фирменного цвета турнира после конкурса с участием 5 модных тогда цветов:

Отдельный блок был выпущен 11 июня к финальной части чемпионата Европы по футболу:

Ну и, наконец, уже перед самым окончанием соревнования вышел блок «Украина приветствует Евро-2012». Здесь футбол был задвинул глубоко на второй план и присутствовал только в виде контуров НСК «Олимпийский». А на передний план решительно выдвинулась миловидная украиночка в венке, намистах и с букетом полевых цветов в руках. Это и был тот приветственный образ, который дизайнеры хотели привязать к нашей стране:

Больше подобных филателистических всплесков футбольная Украина не знала. До последнего времени были выпущены еще всего 2 марки. Первая — накануне Евро-2016, куда наша сборная пробилась опять-таки впервые в истории. Дизайн ее крайне незатейлив, но чрезвычайно информативен. На ней — сборная в полном составе перед одним из отборочных матчей, принесших нам путевку на Евро:

А 20 мая 2018 вышла марка, посвященная финалу Лиги чемпионов, прошедшему в Киеве. Это очень стильное и выразительное произведение. Логотип матча размещен на желто-голубом фоне, из которого проступают легко узнаваемые контуры крыши НСК «Олимпийский»:

Ну, и вот — последняя на данный момент футбольная марка Украины. Повод для нее — 80-летие со дня рождения Валерия Лобановского, безусловно — лучшего тренера в истории Украины. Да что там — одного из общепризнанных корифеев профессии в мировом масштабе. Человека, изменившего представление о сути футбола. На марке Валерий Васильевич изображен в полном расцвете творческих сил, а точнее — в начале своей тренерской карьеры, в момент первого европейского взлета «Динамо», в те годы, когда начала оформляться его мировая слава:

Лобановский — первая футбольная личность, удостоенная персональной марки в Украине. Но уж наверняка не последняя.

Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.