Сделать Францию великой снова: на смерть Мишеля Идальго

Вeликий фрaнцузский трeнeр умeр нe бeзврeмeннo и нe oт кoрoнaвирусa. Eгo смeрть в рaзгaр эпидeмии пoзвoляeт нaм сдeлaть шaг в стoрoну oт тeмы, зaвлaдeвшeй умами человечества. «Террикон» вспоминает человека, который сделал Францию великой снова…

Вспоминается унылая публикация конца 60-х. Тогда, после очередного ежегодного рейтинга футбольных стран Европы от L’Equipe, в очередной раз оставившего Францию на каком-то там 18-м месте, обозреватель констатировал: «Слава нации в пыли!» Тогда путь наверх вообще не просматривался — хотя человек, который вернет Францию в число великих футбольных держав, уже начал тренерскую карьеру, работая с дублем «Монако».

С «Монако» Мишель Идальго дважды становился чемпионом Франции. Но это был уже не первый его титул. В 1955 он выиграл первенство страны с «Реймсом» — великим клубом, в котором ему удалось поиграть с великим Раймоном Копа, первым французским обладателем «Золотого мяча». Тот «Реймс» знала и ценила вся Европа. Тот «Реймс» доходил до финала первого в истории Кубка чемпионов в 1956 — и там на равных тягался с самом «Реалом». Да что там тягался — мог и должен был выигрывать!

То был удивительный матч. На относительно родном парижском стадионе «Папрк де Пренс» «Реймс» к 10-й минуте вел 2:0. Но уже к перерыву «Реал» отыгрался. А на 62-й минуте Идальго, игравший правого крайнего в системе 3-2-5 («дубль-вэ»), вновь вывел «Реймс» вперед. Невысокий (168 сантиметров) игрок оказался в центре штрафной и головой подрезал мяч под самую дальнюю штангу…

Увы, «Реал» все равно взял свое, ответил двумя разящими ударами и выиграл финал. Но момент величия Франции Идальго почувствовал на своей шкуре. И это для него не было пустым звуком, когда в 1976 ему доверили руководить национальной сборной. После двух неудачных попыток предшественников пробиться в финальную часть чемпионата мира Идальго, не имевший никаких тренерских заслуг, но получивший опыт работы в качестве ассистента главного тренера «трехцветный», должен был сломить эту печальную традицию.

То, что пост доверяют человеку без чинов и регалий, никого уже не смущало. Дело выглядело безнадежным. Со сборной Франции ничего не мог поделать никто, и заслуги предыдущих «спасителей» не помогали. Здесь безуспешно работал Стефан Ковач, приводивший «Аякс» к победе в Кубке чемпионов. Пробовали сделать ставку на магию имени, поставили во главе команды великого в прошлом бомбардира Жюста Фонтена — но и он провалился. Никому не известный Идальго был чем-то вроде последней ставки. В самом деле, если у заслуженных не получается — пора уже пробовать незаслуженного…

Идальго согласился на эту работу, имея кое-какие идеи в голове. Его, как и большинство футбольных специалистов, поразил голландский «тотальный футбол» на чемпионате мира 1974. Правда, этот в высшей степени динамичный стиль казался ему недостаточно изящным, художественным. Идальго стал строить свою идеальную команду на комбинации движения и красоты. А для этого потребовались соответствующие исполнители.

Если мы посмотрим на состав сборной Франции 1975, но увидим там кое-кого из людей, на которых он сделал ставку в дальнейшем — защитников Мариуса Трезора и Жерара Жанвийона, полузащитника Алена Жиресса, нападающих Доминика Рошто и Бернара Лякомба. Но никто из них, кроме Трезора, еще не играл главных ролей, а главное — они не были включены ни в какую систему.

Конечно, Идальго повезло, что именно в нужный момент у Франции появился великий игрок, абсолютно подходящий под идею «тотального французского футбола». Это был Мишель Платини, уже в 1976 воспринимавшийся как звезда европейского масштаба. Идальго дал ему дебютировать в сборной. В том же году там появились защитник Максим Босси и нападающий Дидье Сикс. Через год — защитник Патрик Баттистон. Все это были люди, воспринимавшие Идальго как босса, как человека, которому они обязаны доверием. Компания, с которой можно было решать вопросы, постепенно складывалась. И Идальго удалось с ходу сделать то, ради чего его нанимали — вывести Францию в финальную часть чемпионата мира 1978.

На «мундиаль» в Аргентину Франция ехала в качестве «команды-надежды». Не показав ничего великого в отборочном турнире (там была очень жесткая борьба с Болгарией и Ирландией), «трехцветные» отлично проявили себя в товарищеских играх. Особенно выделялись две — ничья 2:2 с Бразилией на «Маракане» и домашняя победа 1:0 над ФРГ (тогдашним чемпионом мира и вице-чемпионом Европы). Накануне чемпионата французы выдали великолепную серию из 4 подряд в спаррингах со сборными самого разного пошиба. Но, конечно, с жеребьевкой им не повезло. Попав на чемпионате в одну группу с Италией и Аргентиной, французы уступили и тем, и другим с одинаковым счетом 1:2. И Платини, от которого ждали так много, не стал героем турнира…

Идальго отнесся к этой неудаче философски — в конце концов, для него все только начиналось, а первичную задачу он выполнил, вернул Францию в число лучших команд континента. Спокойно пережив неудачу Евро-1980 (пробиться в финальную часть не удалось), он продолжал строить свою команду, вносил в нее важные добавки вроде защитника Мануэля Аморо, полузащитников Жана Тигана и Бернара Женгини, протащил ее через непростой отборочный цикл 1980/81, когда только в последний момент удалось опередить голландцев…

Рождение великой команды состоялось на чемпионате мира 1982 в Испании, и далеко не сразу. Франция начала с драматического и принципиального проигрыша Англии 1:3. Потом пошли более приятные результаты (4:1 с Кувейтом, 1:1 с Чехословакией, 1:0 с Австрией), но выдающейся игры не было. Накануне решающего матча за выход в полуфинал с Северной Ирландией Идальго принимает решение, изменившее все. Он отступает от осторожной схемы с одним выдвинутым вперед форвардом, ставит впереди двоих — Рошто и Солера. Но не это было главным. Он формирует мощную среднюю линию, в которой складывается троица Платини-Жиресс-Тигана. И Северная Ирландия летит в тартарары! Победа 4:1 восхитила весь мир и сразу перевела Францию в разряд фаворитов турнира.

А потом был незабываемый полуфинал с ФРГ, когда в дополнительное время Франция вела 3:1, но позволила немцам отыграться и уступила по пенальти. Были слезы Платини и каменное лицо Идальго, у которого судьба из-под носа увела шанс всей его жизни. Правда, впереди маячил чемпионат Европы-1984, его предстояло провести на родных французских полях. Несомненно, Идальго мысленно видел его тогда, в четверг, 8 июля 1982, в вечер полуфинальной испанской катастрофы.

И через два года у него все получилось. Дополнив среднюю линию Луисом Фернандесом, Идальго получил команду своей мечты, с идеальной полузащитой, способной решать любые задачи и с лихвой компенсировать некоторую слабость атаки. Франция пронеслась по турнирному пути, как ураган, одержала 5 побед с общим счетом 14:4, и 9 из этих голов забил неподражаемый Платини. 27 июня 1984 на «Парк де Пренс» Идальго удалось то, чего никогда еще не делал, и о чем вряд ли мечтали начальники национального футбола, приглашая его в 1976 работать с проблемной сборной. Он привел «трехцветных» на самую вершину континента!

Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.