Талантливый, но ленивый: каким игроком был Жозе Моуринью?

Кoгдa oб этoм пaру мeсяцeв нaзaд спрoсили Юргeнa Клoппa, тoт встaл в тупик. Oн нe знaл oтвeтa. Дa и мaлo ктo знaeт. «Террикон» вместе с Bleacher Reports находит его…

Почему-то распространено мнение, что Жозе Моуринью в юности играл на позиции голкипера. Возможно, потому, что вратарем был его отец Феликс. На самом деле, Жозе действовал в полузащите. Но никаких успехов там он не добился. Ничего такого, что позволило бы ему называться «Особенным».

Он казался слишком щуплым, чтобы вызывать доверие тренеров — если только это не был его отец. Именно под руководством Феликса Моуринью-младший провел свой единственный матч на высшем португальском уровне, сыграв за «Риу Аве» под знаковым номером 10. Вовремя поняв, что на поле ему ничего не светит, Жозе в 24 года переключился на тренерскую карьеру.

Это стоило ему немало горьких минут в дальнейшем. Кто угодно попрекал его отсутствием игроцкой практики. В 2007 Жайме Пачеко говорил: «Да, он выиграл кучу трофеев, но ему никогда не стать таким игроком, как я, и эта мысль сидит в нем». В 2016 что-то подобное сказал Антонио Конте: «В отличие от него, я был футболистом и поэтому знаю, как ведут себя на поле».

Но в карьере Жозе-игрока бывали и относительные подвиги. Такое случилось, например, 7 ноября 1982, в ужасный день, когда проливные дожди с ураганными ветрами обрушились на Португалию. Из 64 матчей Кубка страны, которые хотели провести в тот день, один отменили и еще 7 остановили, не доиграв, из-за адских погодных условий. Одним из доигранных был матч, в котором участвовал Жозе. Его отец Феликс тренировал столичный «Белененсеш», выступавший тогда во втором дивизионе. Жозе был выпущен на 48-й минуте, заменив одного из лидера команды Джао. И уже через 18 минут имел на своем счету хет-трик. Правда, соперником была полулюбительская команда «Вилла Франка до Кампо» с Азорских островов, а итоговый результат — 17:0 в пользу «Белененсеш». Но факт есть факт — на счету Моуринью был хет-трик в официальном матче! «В тот день ты мог научиться плавать, если еще не умел — кругом была одна вода. Но он был хорош. Умело контролировал мяч и красиво обыгрывал противников один-в-один», — вспоминает Джао впечатления от игры Жозе.

Вопреки устоявшемуся мнению о том, что Жозе Моуринью был абсолютно бесталанным футболистом, его бывшие партнеры утверждают: талант он имел. Проблема заключалась в другом, и вот как о ней говорит Бальтемар Брито, его коллега на поле, а потом — и в тренерской работе: «Он играл атакующего полузащитника, часто — под нападающим. У него имелись большие способности, но не было рвения. Его можно было счесть немного ленивым. На самом деле, он просто не относился к футболу, как к работе, к войне. Ему нравилось играть, но он хотел легкой жизни в футболе, хотел, чтобы в ногах у него постоянно был мяч — а сражаться за него не желал».

А вот как рассуждает его другой партнер, его ровесник и конкурент за позицию в «Риу Аве» Жоао Эусебио: «Он не был посредственным полузащитником, обладая явными достоинствами — хороший пас, умение уходить из-под прессинга, умение читать игру. Но ему не хватало скорости — мы в шутку называли его «мыслителем». У него определенно был свой игровой стиль, но не хватало боевитости. Не было той страсти, какая нужна, чтобы стать футболистом. Казалось, что у него на поле другая цель, чем у остальных».

Сын учительницы и тренера, Жозе рано почувствовал склонность пойти по этой стезе. Он пытался поступить в университет на специальность «физическая подготовка», но провалил математику. Тогда он начал присматриваться к работе отца и даже иногда затевал с ним дискуссии на тактические и тренировочные темы. Его так и воспринимали в «Риу Аве» — «тренерский сын».

«Когда мы замечали, что в тренировочной рутине появляется что-то новое, сразу говорили друг другу — это придумал Жозе, а не мистер Феликс. Всем было ясно с самого начала, что у него особый интерес к таким вещам», — вспоминает Эусебио.

Брито добавляет: «Я не думаю, что он пришел в команду с целью играть — скорее, провести время в клубе Португальской лиги, получить опыт такого рода, а также убить время, появившееся из-за непоступления в университет. Он не собирался бороться за место в команде — у него не было таких амбиций. Позже он признавался, что параллельно ездил наблюдать за другими командами и составлял скаутские отчеты».

В других обстоятельствах и при другой мотивации, Моуринью мог стать звездой. «Он прирожденный лидер, это ощущалось в раздевалке, где благодаря ему произошли перемены к лучшему. Например, он добился, чтобы было покончено с многолетней традицией, когда молодые чистят бутсы ветеранам. Он уважал каждого, обладал чувством юмора и никогда не смотрел ни на кого свысока», — свидетельствует Эусебио.

Роль «тренерского сынка» не значила, что Жозе позволял себе пропускать тренировки. Он работал, как все, будучи полноценным игроком резервной команды. Там он составил атакующую пару с ветераном Марио Рейсом, проводившем последний сезон. Они забили немыслимое количество голов — 47 Моуринью и 50 Рейс. «Он всегда просил мяч, а когда не получал его, ворчал на нас — на поле он был жутко надоедливым», — смеется Брито.

Но несмотря на свои бомбардирские подвиги во второй команде, пробиться в основной состав Жозе не мог, и сыграл там лишь однажды — 19 декабря 1981. Это был кубковый матч против «Салгейруша», и отец выпустил его на поле в дополнительное время. «Риу Аве» забил гол и выиграл 2:1. После матча Жозе даже дал небольшое интервью, в котором объяснил, почему не захотел идти по стопам отца и становиться вратарем, а также нашел возможность пожаловаться на судейство. И в этом уже были виден тот Моуринью, которого теперь знает весь мир…

Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.