Антон ДУКАЧ: «В Пхенчхане даже соперники смотрели на меня с удивлением»

Aнтoн Дукaч. Фoтo: fil-luge.org

В интeрвью «СЭ» eдинствeнный дeбютaнт Игр-2018 в сoстaвe сбoрнoй Укрaины пo сaннoму спoрту рaсскaзaл, кaкaя трaвмa eдвa нe пoстaвилa крeст нa eгo мeчтe o Пxeнчxaнe, a тaкжe, в чeм oн мoжeт дaть фoру дaжe сaмым сильным в мире саночникам.

 

В олимпийском сезоне перед 22-летним львовским саночником стояла задача повышенной сложности. Нужно было не только восстановиться и вернуть былую уверенность после травмы, из-за которой он пропустил целый год, но еще и завоевать путевку на главный старт четырехлетия в Пхенчхан.

 

Ситуацию усложняло то, что не имея очков в зачете Кубка мира-2016/17, согласно которому формировался стартовый протокол в этом сезоне, спортсмену приходилось выходить на старт в числе последних, а, значит, ехать по разбитой трассе, поскольку погода минусом не баловала, особенно в Европе. Но несмотря на это, главная задача была выполнена.

 

И теперь Антон Дукач, за плечами у которого уже есть одна Олимпиада, правда, Юношеская в Инсбруке-2012, а также бронза этапа Кубка мира среди юниоров в Винтенберге-2015 (с рекордом трассы), может полностью сосредоточиться на подготовке к Играм в Корее. 

 

ПОСЛЕ ПЕРЕЛОМА НОГИ ПОНАДОБИЛОСЬ НЕСКОЛЬКО ОПЕРАЦИЙ

 

— Я участвовал в отборе еще на прошлую на Олимпиаду в Сочи. — вспоминает Антон Дукач, — Но тогда мне не удалось завоевать олимпийскую лицензию, думаю, в связи с моим молодым возрастом и по неопытности. Каждая трасса, на которой я четыре года назад проходил квалификацию, была на тот момент для меня новой. Но уже тогда я почувствовал, что смогу побороться за путевку на следующие Игры и нацеливался на то, чтобы представлять Украину в Пхенчхане-2018. 

 

— А уверенность в том, что эта цель достижима не пошатнулась после травмы, из-за которой вы вынуждены были пропустить весь предолимпийский сезон? При каких обстоятельствах, кстати, она случилась?

 

— Травму я получил в ноябре позапрошлого года на тренировочном сборе в Австрии. Качество трассы оставляло желать лучшего, и во время одного из спусков на последнем повороте я сломал ногу. В Австрии мне сделали несколько операций. По возвращении в Украину я начал проходить реабилитацию и, в принципе, прохожу ее до сих пор. Было очень тяжело начинать сезон, как морально, так и физически. 

 

— Наверное, также тяжело, как увидеть свою фамилию лишь на 33-м месте в Винтенберге, где до сих пор держится ваш рекорд трассы образца-2015?

 

— В Винтенберге у меня был поздний номер, к тому моменту, как подошла моя очередь стартовать, качество трассы было уже печальным. Плохая погода, сильный дождь и плюсовая температура сделали свое дело. Я проиграл лидеру три секунды. Да, это очень много. Но те спортсмены, которые стартовали в конце, как и я, показывали результаты еще хуже. Так что особого разочарования или повода для беспокойства у меня не было. 

 

— А он не появился после неудачного выступления и на следующем Кубке мира в Альтенберге? Олимпийский отбор проходит по пяти этапам, а вы первые три не сказать, что могли занести себе в актив.

 

— Я только второй раз выступал на трассе в Альтенберге. Она сложная, я не справился с управлением и не смог показать хороший результат. Но это никак ни повлияло ни на мое моральное, ни на мое физическое состояние. Уже на следующем Кубке мира в Калгари я заработал нужные очки и максимально приблизился к олимпийской лицензии. А в Лейк-Плэсиде, где проходил заключительный этап отбора, выступил еще лучше (18-е место в Кубке наций — Прим. А.С.). Там мне совсем немного не хватило, чтобы квалифицироваться в Кубок мира (уже после завершения олимпийской квалификации на январских этапах в Европе Антон Дукач дважды завоевывал это право — Прим.А.С.)

 

— Заокеанские трассы всегда были для вас счастливыми?

 

— Тут важную роль играет погода, за океаном трассы, как правило, сохраняются в нормальном состоянии от начала до конца соревнований. Поэтому физические качества спортсмена имеют большее значение, нежели его стартовый номер. 

 

И ГОРДОСТЬ, И ОБИДА

 

— Из-за травмы вы не могли принять участие в Кубке мира, который проходил в феврале прошлого года в Пхенчхане. Тренировочной недели осенью было достаточно, чтобы познакомиться с олимпийской трассой?

 

— Да, и трасса мне очень понравилась, мы там провели около десяти дней, сделали тридцать спусков с верхней точки старта. Даже не ожидал, что для меня все так хорошо сложится. Потому что там есть один очень интересный участок, на котором имели проблемы все, а у меня на удивление их вообще не было. Не только тренеры, но и другие спортсмены были поражены, насколько легко я с этим участком справлялся. 

 

— Можно сказать, что для вас это будет уже вторая в карьере Олимпиада. С какими чувствами вспоминаете о своем месте на Юношеских Играх в Инсбруке-2012: как о аж четвертом или всего лишь?

 

— Олимпийскую атмосферу вспоминать приятно. Само выступление? С одной стороны, обидно, что так близок был к медали, но не смог ее завоевать. С другой, горд, что многих принципиальных на то время соперников обошел. Сейчас мы уже больше воюем с нашим материально-техническим обеспечением. Хотим улучшить качество саней, чтобы быть конкурентоспособными. На юниорском уровне наш инвентарь не уступает тому, что есть у соперников. Но если в других странах финансирование национальных сборных на порядок выше, чем юниорских, и соответственно возможности больше, то мы и при переходе во взрослые продолжаем выступать на том же инвентаре.

 

— Это правда, что четвертое место на Олимпиаде в Инсбруке вы добыли на санях участника трех Олимпиад (2006, 2010, 2014) Андрея Кися?

 

— Да, правда, более того я и сейчас выступаю на санях Андрея. Хотя правильнее было бы сказать, на некоторых запчастях от них. Они перешли ко мне после Сочи-2014. Андрей помогает мне с комплектацией, дает советы и можно сказать во многом благодаря его опыту я прошел квалификацию.

 

— Вы схожи с ним по габаритам или есть другие причины, по которым его наработки перешли в наследство именно вам?

 

— Мне перешли деревяшки с металлом, это универсальная часть саней, она может любому спортсмену подойти. Обтекатель и мосты у меня собственные, а вот деревяшки с полозами — это его работа. И работа, должен сказать, очень хорошего качества. 

 

НЕ ОТКАЗАЛСЯ БЫ РАЗОК — ДРУГОЙ ПРОЕХАТЬ НА САНЯХ ФЕЛИКСА ЛОХА

 

— Представим, вам выпала возможность проехать разок-другой на санях чемпиона последних двух Олимпиад немца Феликса Лоха. Вы бы ею воспользовались?

 

— Конечно, правда, с первого заезда, наверное, в самый верх трассы не полез бы. Это может быть опасно. Попробовал бы сначала с нижних точек спуститься, потому что каждые сани индивидуальны и требуют от спортсмена выполнения разной работы. Одни больше плечами управляются, другие — ногами. Но проехаться было бы интересно, и еще интереснее посмотреть на результат. Хотя сразу результата может и не быть, все приходит с опытом. Каждые сани нужно обкатывать минимум неделю-две, чтобы понять, что на них можно показать. 

 

— Вы помните свой первый спуск за пределами Украины?

 

— Да, это было в Кенигзее. Трасса мне понравилась, а еще мне понравилось ехать в одиночке. Двойка — тоже вид интересный, но более опасный, так как требует симбиоза между партнерами, а его достичь нелегко. Нужно всецело доверять человеку, который сидит рядом с тобой.

 

Вы спрашивали про первый спуск? Я был молодой, страха у меня тогда не было, начинали мы с нижних точек старта, там относительно невысокая скорость. В тот момент я даже представить не мог, что когда-нибудь поднимусь на самый верх. Но со временем и опытом у меня получалось ехать все лучше и лучше, я поднимался все выше и выше, пока не добрался до самой верхней точки и вот здесь уже было невероятно сложно перебороть страх. Первый мой спуск с мужского старта (есть еще женский и для двоек) был в Латвии. Закончился он падением и это научило меня тому, что все надо делать постепенно, не стоит спешить, тем более, что времени на сборах у нас обычно достаточно. 

 

— Можете описать свои ощущения, когда мчите по желобу с сумасшедшей скоростью?

 

— Если с физической точки зрения к этому вопросу подойти, то спортсмен испытывает очень сильную перегрузку. Потому что при входе в поворот притягивает не с такой силой, как нас к земле, когда мы просто ходим, ощущается давление в пять раз больше веса собственного тела. Для того, чтобы выдерживать его, нужно постоянно тренироваться. У кого получается, тот может демонстрировать стабильную езду, у кого — нет, имеет потом проблемы на трассе. А уже во время заезда ты ничего особенного не чувствуешь, просто концентрируешься на том, чтобы своим телом правильно поворачивать и именно в тот момент, когда это необходимо. 

 

ШИПЫ ИЗ КУХОННОЙ ТЕРКИ

 

— Мне кажется, вам в пору пожалеть, что в санном спорте не вручается отдельная награда за лучший разгон, потому что в таком случае у вас была бы уже внушительная коллекция. Это природный дар?

 

— Во Львове есть стартовая эстакада, и первые соревнования у нас проводятся именно на ней. Я будучи еще совсем молодым, соревнуясь на то время с очень серьезными соперниками, занял четвертое место. Тренеры сборной, посмотрев на меня, сказали: «А у этого парня есть талант». Потому что у других спортсменов были уже дорогие шипы, которые стоят от пятидесяти евро, а у меня — самодельные (из кухонной терки для овощей). Я и сам осознал тогда, что наверное могу чего-то достичь в санном спорте. Уже дальше в процессе тренировок, я начал понимать, что разгон — это единственный момент, который зависит непосредственно от физических данных. Потому что нельзя помочь спортсмену разогнаться, можно только помочь ему не терять скорость.  

 

— Как близкие относятся к вашему далеко не безопасному занятию по жизни?

 

— Мама морально тяжело переносила каждый мой отъезд по началу. Во-первых, уезжать приходилось на достаточно долгий период, во-вторых, неизвестно, что там с твоим ребенком может случиться. К тому же на тот момент уже был известен трагический смертельный случай на Олимпийских Играх в Ванкувере-2010.

 

Мама себя сильно накручивала, я же постоянно ее успокаивал, потому что верил, что могу чего-то достичь в санном спорте. И продолжаю верить, мне очень хочется принести результат Украине. Потому что нашу сборную помнят еще по выступлениям Наталии Якушенко и Лилии Лудан. А с тех пор уже много времени прошло. 

 

Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.