12 aпрeля. Киeв. В синxрoнныx прыжкax с вышки Сoфия ЛЫСКУН и Вaлeрия ЛЮЛЬКO oстaлись в шaгe oт пьeдeстaлa Кубкa Укрaины. Фoтo Пaвлa КУБAНOВA, «СЭ» в Укрaинe»
В интeрвью «СЭ» 16-лeтняя Сoфия Лыскун рaсскaзaлa, кaк eй удaлoсь сoбрaть нa вышкe самую сложную программу в Европе.
Вскоре после завершения карьеры семикратной чемпионки Европы, двукратной медалистки чемпионатов мира и участницы трех Олимпиад (2008, 2012, 2016) Юлии Прокопчук в украинской сборной на вышке появилась новая звездочка София Лыскун.
Ей всего 16, но она уже может похвастаться наградами юниорских первенств мира и континента, а в прошлом году добилась и первого серьезного успеха среди взрослых — стала бронзовой медалисткой в синхронных прыжках с вышки вместе с Валерией Люлько на домашнем чемпионате Европы в Киеве.
На Открытом Кубке Украины, проходившем на прошлой неделе в столичном бассейне «Лико», ученица Ильи Целютина и Тамары Токмачевой завоевала две награды — серебро на десятке в индивидуале и бронзу в командном первенстве, где она выступала с Алексеем Середой. О том, почему не получилось подняться на пьедестал в синхроне, о страхе перед новыми прыжками и как музыка и книжки влияют на выступления София Лыскун рассказала в интервью «СЭ».
— Как бы вы сами по 12-балльной шкале оценили свое выступление на Открытом Кубке Украины?
— Своим выступлением в индивидуале я не особо довольна. Так что оценила бы баллов на пять, может даже на четыре.
— Вы усложнили программу по сравнению с прошлым сезоном, но в финале от одного из двух новых прыжков все-таки отказались, почему?
— «Три с половиной назад» я еще недостаточно напрыгала, над этим прыжком мне еще нужно работать. Поэтому было решено поставить вместо него «авербах», который у меня более стабильный.
— Мне показалось, что перед «авербахом», который был у вас заключительным прыжком, вы дольше, чем обычно стояли на краю вышки?
— (Улыбается). Возможно, я немного задумалась. О чем? Обычно на соревнованиях между прыжками я слушаю музыку. То есть, прыгнула, вытерлась и пока не подошла моя очередь снова выступать, надеваю наушники и включаю какую-нибудь песню в телефоне, это помогает немного отвлечься. На вышку я поднимаюсь человека за четыре до того, как мне нужно прыгать. Потому что долго там стоять тоже плохо, нагнетает обстановка. И вот бывает такое, что я уже подхожу к краю, но при этом все еще думаю о музыке, которая только что звучала у меня в наушниках. А потом: «Ой, надо же прыгать!»
— А что за музыку вы слушали перед «авербахом»?
— Название песни не помню, оно сложно выговариваемое, могу в телефоне посмотреть. Вообще, если честно, не всем такая музыка нравится, но меня она заряжает.
— Так может ее теперь все время перед прыжками включать, «авербах» то хорошо получился. У Юлии Прокопчук был счастливый купальник, у вас счастливая песня будет?
— У меня тоже счастливый купальник есть — черный. Я в нем выступала в Казани. Но я из него выросла, и купила такой же, только больше по размеру. Но сегодня мне почему-то захотелось выступить в зеленом купальнике, нужно же и его где-то напрыгивать.
— А помните, когда вы впервые на тренировке исполнили такие сложные прыжки, как «три с половиной назад» и «под себя»?
— Конечно, помню. Было страшно, потому что когда ты отрабатываешь их на лонже, это совсем другие ощущения. А тут ты оказываешься в воздухе и не знаешь, что будет в следующий момент, можно сказать находишься в предвкушении чуда или… Стоишь, ждешь, пока тебе включат «подушку», потом звучит команда «пошла», и нужно быстро все сделать. А когда сделала и выплываешь, не знаю, как это бывает у других, но я словно по щелчку все забываю. Как-то трижды прыгнула на тренировке «три с половиной назад». Меня тренер каждый раз спрашивал, вижу я во время прыжка или не вижу. Я сначала даже не могла ответить, а на третий, наконец, поняла, что все три раза видела.
— Вы сказали, что в воздухе находитесь в предвкушении чуда или чего?
— Чего-то плохого, прыжки ведь далеко не всегда с первого раза удаются. Так что может быть неудача, ужас, катастрофа. По-разному можно это называть.
— Такая катастрофа, как была во время финала в синхроне на вышке у вашей напарницы Валерии Люлько?
— Да! Лера «потеряла» прыжок. Как она мне потом объясняла: «Толкаюсь, раз, два, три — и я уже в воде». Такое случается. Может быть в этот раз причиной послужило то, что мы как-то долго стояли перед прыжком (команды обычно даю я), либо она просто переволновалась. Я же ничего не могу поделать с чужими чувствами. «Не переживай» — я, конечно, сказать могу, но что происходит у другого человека внутри, я не знаю.
— А когда вы поняли, что произошло? Вы вообще видите во время прыжка, что делает напарница по синхрону?
— Бывает, ты замечаешь соседа, а бывает будто сам прыгаешь. «Три-четыре» — и пошел. В этот раз я еще под водой обратила внимание на то, что как-то тихо, не слышно аплодисментов. Думаю, мы ж вроде нормально прыгнули. А потом смотрю, Лера еле-еле выплывает. И дальше узнаю, что она сделала прыжок на ноль баллов.
— А с вами подобное случалось?
— Да, но не на соревнованиях, а на тренировке. Прыгала «два с половиной под себя согнувшись» и не то чтобы перенервничала, скорее просто перестояла, думала о книге, которую на тот момент читала.
— И что же это за книга была, если не секрет?
— «50 дней до моего самоубийства». (Смеется). Интересная книга на самом деле. Я стояла и думала о ней, а потом поняла, что пора уже прыгать. Все как обычно, подхожу, толкаюсь, просчитываю сальто и три в сед делаю. Выплываю, и не понимаю, что происходит, меня начинают доставать из воды, а мне даже дышать больно. Вообще, я не раз терялась, особенно на прыжке «под себя», еще когда с семерки прыгала, не с десятки.
— Сейчас у вас одна из самых сложных программ на вышке среди женщин в Европе. Но если на зимнем чемпионате страны вы за нее набрали свыше 300 баллов, то на Кубке Украины только 284. Почему такая разница?
— Программа действительно сложная, но ее еще нужно сделать. К чемпионату мы полгода готовились, тренировались в Кременной. Подкачка и все такое. А здесь получилось только три месяца подготовки после Нового года. Мне кажется, я еще не втянулась.
— Тамара Токмачева, главный тренер сборной, всегда подчеркивает, что в прыжках в воду важную роль играет вес. Насколько сложно вам его держать?
— На самом деле мне все говорят, что если ты худеешь, тебе легче прыгать. Но по моим ощущениям это не совсем так. Если я резко худею, то просто не чувствую свое тело и не понимаю, что происходит. В принципе, мой рабочий вес, как считает тренер, это 54,5. Но вообще я всегда по-разному вешу, это непредсказуемая вещь. Мы, девушки, такие. (Смеется). Сейчас я немного набрала и стараюсь сбросить. Каким способом? Завтракаешь нормально, обедаешь скромненько, а на ужин — только чаек. Но встала перед соревнованиями на весы — и все равно 56. Не знаю, откуда оно берется. (Смеется). Хотя, в принципе, я и с этим весом во время прыжков чувствовала себя достаточно комфортно.
— На Кубке Украины вы выступали не только на вышке, которая является вашим профильным снарядом, но и на трамплине.
— Вообще я с начала все снаряды прыгала. Но на метре, если честно, мне не интересно выступать. Там у всех девочек одинаковая программа, и решающим фактором является чистота исполнения, а это не мой козырь. «Тройку» я продолжаю прыгать ради разнообразия, потому что постоянно на вышке «сидеть» тоже плохо, начинаются всякие глюки, это помимо того, что банально болят ноги и спина. Время от времени нужно разгружаться и трамплин в этом помогает.
— В июне 2017-го вы выступали на домашнем чемпионате Европы. Какие впечатления остались у вас об этом старте и с какими чувствами ожидаете первенства мира среди юниоров, которое в июле этого года также пройдет в Киеве?
— Впечатления просто феерические! Это не передать словами. Мы с Лерой не ожидали, что будем в тройке. Бронза стала приятным шоком. Программа у нас была не самая сложная, мы только сейчас ее усложнили. А на счет будущего, я не люблю загадывать, а то еще не сбудется.
— Кто-то из родных приедет за вас поболеть?
— Нет, они все далеко, в Луганске.
Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине